Патинирование - это старение.Искусственно создаваемый эффект визуальной старости меди или дерева.
Результат достигается нанесением патины и закрепляющего лака на заранее подготовленный деревянный фасад.
У патинированой мебели хорошо просматривается фактура древесины. После окончания процедуры мебель приобретает солидный и респектабельный вид. Смотрите пример 1, пример 2, пример 3, пример 4.
Откуда же пошло само понятие патины?
бронзовая монета (1 век до н. э.) с патиной
Па?тина — плёнка или налёт. Различают два вида: искусственную и естественную.
Естественная патина — это оксидная плёнка, образующаяся на поверхности памятников или декоративных изделий (например, монет) под воздействием окружающей среды.
Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствии нанесения специальных веществ (специальных кислот).
Реставрация и патина
Попытки любителей очистить старинные изделия от продуктов коррозии (абразивами, комплексообразователями, кислотами), в том числе от патины, нередко приводят к его необратимой порче - слой благородной патины необходимо беречь и закреплять.
Перепатинирование
Перепатинирование — метод химического наращивания исскуственной патины, был очень популярным методом в СССР.
Применение метода состояло в полном снятии исторической патины химическим путём, а также последующей химической обработке обнажившейся поверхности металла, итогом которой являлась плёнка искусственной патины. К сожалению, эти плёнки были слишком тонкими и плохо защищали поверхность бронзы от образования дикой патины и бронзовой болезни, приводящей к образованию злокачественных образований. К тому же сульфидная плёнка быстро перерождалась, и памятник менял цвет: вместо тёплого, оливковатого бронзового оттенка он приобретал тёмно-серый, чугунный или выкрашенный графитовой краской цвет.
Но кроме визуальных отличий существуют серьёзные глубинные проблемы перепатинирования: при снятии исторической патины уничтожался её нижний слой — слой куприта — самый эффективный материал для защиты от атмосферной коррозии.
Патинирование
Патинирование — процесс создания особых условий на бронзе: создание слоя куприта, на котором за 80…100 лет образуется слой благородной патины.
Для патинирования реставраторами России используется методика, предложенная В. Г. Сориным под названием «струйно-вихревой расчистки и плазменного нанесения защитно-декоративного покрытия»:
- Первый этап
- полная расчистка скульптуры с помощью специального прибора реактивной сверхзвуковой струёй воздуха.
- Второй этап
- Создание тройной защиты:
- C помощью плазмотрона на скульптуру наносится тонкая оболочка («жертвенный слой»), по химическому составу близкая к основе благородной патины.
- В поры жертвенного слоя вводят ингибитор коррозии.
- Традиционно применяемая в данных климатических условиях барьерная защита. Обычно это нанесение слоя полимера естественного происхождения, обычно — пчелиного воска, который плотно закрывает поры с ингибитором коррозии, препятствуя его разрушению.
Результатом работ становится приобретение скульптурой «родного» коричнево-оливкового цвета, который является надёжным защитным слоем.
Патинирование Древесины
Патинирование древесины происходит слудующим образом.
В начале идет крашение древесины в основной цвет например светостойкими морилками PF T 0 серии.
После высыхания наносится нитро или полиуретановый грунт (прозрачный либо пигментированый). В зависимости от необходимости наносится от 1го до 3х слоев.
Очень важно чтобы последний грунт перед патиной хорошо просох (лучше не менее 2х часов при +20С).
После сушки наносим патину в те места где необходимо создать эффект и через 30 - 40 минут вытираем с помощью скотч-брайта.
В конце закрепляем эту всю красоту соответствующим лаком.
На сегодняшний день в наличии имеется некоторое количество стандартных цветов и возможен подбор огромного количества нестандартных цветов (от 10л).
Вот некоторые примеры стандартных патин нанесенных на белую полиуретановую эмаль PL 50.
PD 1/900(черная), PD 1/B1(орех), PD 1/B2 (орех зеленый).